ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СПОРЫ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ: УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Определения В целях настоящего Соглашения, 1. Термин"инвестиция" означает любой вид активов, вкладываемый или вложенный инвесторами одной Стороны в предпринимательских целях в соответствии с национальным законодательством государства другой Стороны на территории последней, а также вытекающие отсюда права, и в частности, но не исключительно, может включать: Изменение в форме вложенных инвестиций, произошедшие в соответствии с законодательством государства, принимающего на своей территории инвестиции, не препятствует применению положений настоящего Соглашения в целях защиты интересов инвесторов в отношении приобретаемых в этой связи ими прав. Термин"инвестор" означает любое физическое или юридическое лицо, которое осуществляет инвестиции на территории другой Стороны. Термин"доходы" означает средства, полученные в результате осуществления инвестиции и, включая прибыль, проценты, доходы с капитала, дивиденды, роялти, лицензионные вознаграждения и других платежи. Термин"территория" означает территорию государства Стороны включая, сухопутную территорию, внутренние и территориальные воды и воздушное пространство над ними, а также морские зоны вне территориального моря, включая морское дно и недра, над которыми государство Стороны осуществляет суверенные права или юрисдикцию в соответствии с национальными законодательством и международным правом, в целях разведки и эксплуатации природных ресурсов таких областей. Каждая Сторона поощряет и создает благоприятные условия на своей территории для инвестиций инвесторов другой Стороны и допускает такие инвестиции в соответствии национальным законодательством своего государства. Каждая Сторона на своей территории предоставляет инвестициям и доходам от инвестиций инвесторов другой Стороны справедливое и равноправное обращение, а также полную и постоянную защиту и безопасность. Ни одна Сторона на своей территории не ухудшает необоснованными, дискриминационными или произвольными мерами увеличение, управление, сохранение, использование, владение и продажу или другое распоряжение инвестиций инвесторами другой Стороны.

Исчерпание внутренних средств правовой защиты в инвестиционных отношениях

Публикации Национальность инвестора-юридического лица как одно из условий предоставления защиты инвестиций со стороны государства-реципиента Опубликовано: Корпоративное управление как фактор повышения инвестиционной привлекательности: Подчас возможность для иностранного инвестора передать свой спор на разрешение международного коммерческого арбитража и воспользоваться иными механизмами защиты своих капиталовложений кажется крупной, и, по большому счету, случайной удачей.

Но для транснациональных корпораций сегодня такая возможность — это вопрос точного расчета и планирования. Действия иностранного, а иногда и национального инвестора по поиску наиболее предпочтительной юрисдикции для создания на ее территории компании, которая непосредственно будет осуществлять инвестиции, получили в международном инвестиционном праве названия или .

Указанное актуально и для России.

Международное инвестиционное право, налогообложение инвестиций, споры между инвестором и государством-реципиентом инвестиций из-под.

В двусторонних международных договорах о поощрении и взаимной защите инвестиций, действующих для России, предусматриваются специальные положения о рассмотрении в арбитражном порядке так называемых инвестиционных споров, под которыми понимаются споры между инвесторами и государством, в котором сделаны инвестиции. В эту категорию входят споры: В доктрине МЧП все эти споры отнесены к категории инвестиционных споров, понимаемых в узком смысле.

Если же иметь в виду не только споры с государством, принимающим частные инвестиции, но и споры между участниками предприятия с иностранными инвестициями или же такого предприятия с одним из участников, то тогда применяется понятие инвестиционного спора в широком смысле. В соответствии с Законом года в международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться споры предприятий с иностранными инвестициями, созданных на территории России, между собой, споры между их участниками, а также их споры с другими субъектами права РФ.

Классификация инвестиционных споров по предмету спора: Все эти споры при наличии определенных условий могут быть предметом рассмотрения арбитражных судов международного коммерческого арбитража. Рассмотрение споров в порядке арбитражного разбирательства между государством и иностранным инвестором может быть предусмотрено международным договором, как многосторонним, так и двусторонним.

При наличии такого договора, как правило, для передачи спора на рассмотрение арбитража заключения арбитражного соглашения не требуется. Основным многосторонним соглашением, предусматривающим арбитражное рассмотрение инвестиционных споров, является Вашингтонская конвенция г. В Конвенции участвует государства. В число 15 государств, подписавших Конвенцию, но еще не ратифицировавших ее, входят Киргизия, Молдавия и Россия.

. , , . , . - .

разрешения инвестиционных споров. договоров между инвестором и принимающим государством, ECT, Североамериканского.

В ходе осуществления инвестиционной деятельности между государством и инвестором может возникнуть спор [1]. Преамбула Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств [3] устанавливает, что иностранные инвестиции имеют четкое целевое назначение — стимулирование экономического развития принимающего государства.

В соответствии со ст. При этом иностранными инвестициями могут быть признаны инвестиции, поступившие от гражданина принимающего инвестиции государства, если они переводятся из-за рубежа п. Согласно ФЗ РФ от Таким образом, в ходе осуществления иностранного капиталовложения в объект предпринимательской деятельности на территории России возникают отношения между иностранным инвестором, с одной стороны, и принимающим государством, с другой [6].

Так, в широком смысле под инвестиционными спорами понимаются любые споры, связанные с инвестициями. В узком смысле под инвестиционными спорами следует понимать правовые споры между государством и частным иностранным инвестором, связанные с инвестициями последнего на территории первого. Последние принято называть инвестиционными в правовой доктрине [7]. Статья 25 Вашингтонской конвенции в качестве инвестиционных споров определяет правовые споры, возникающие непосредственно из отношений, связанных с инвестициями, между государством или любым уполномоченным органом государства и лицом физическим или юридическим другого государства.

В российском законодательстве отсутствует прямое определение инвестиционного спора. Такие споры разрешаются в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде, арбитражном суде или в третейском суде. В законодательстве Республики Казахстан определение инвестиционных споров закреплено в ст. В литературе приводят разные классификации инвестиционных споров.

Международные инвестиционные споры с участием государства: проблемы иммунитета

: , 05 Несовершенство законодательства препятствует эффективному разрешению инвестиционных споров. В статье анализируется практика российских судов в части применения инвестиционного законодательства. Анализ практики позволил сформулировать предложения, как по совершенствованию отечественного законодательства, так и по совершенствованию регулирования инвестиций в государствах ЕАЭС. .

в качестве органа по рассмотрению споров по осуществлению инвестиций между инвестором и государством участником спора.

Персоналии Что такое международное арбитражное разбирательство? Международное арбитражное разбирательство аналогично рассмотрению споров в государственных судах, но процесс ведется не назначенными государством, а выбранными по соглашению сторон судьями, известными как арбитры. Это третейское, конфиденциальное, негосударственное средства разрешения международных споров, решения которого признаются и приводятся в исполнение в большинстве стран мира.

Международное арбитражное разбирательство, как правило, является более быстрым и менее затратным, чем государственное судопроизводство. Использование международного арбитража позволяет сторонам, чья деятельность обуславливается различными правовыми, языковыми и культурными традициями, найти окончательное и обязательное к исполнению решение, обходясь без лишних процессуальных формальностей, обычно свойственных внутригосударственным судебным системам. Назначение международного арбитражного разбирательства.

Международный арбитраж иногда называют гибридной формой разрешения международных споров, поскольку он сочетает как элементы системы гражданского права, так и элементы системы общего права, предоставляя сторонам широкие возможности для формирования правил арбитражной процедуры, с применением которых будут решаться их разногласия. Компании часто включают международные арбитражные оговорки англ.

Инвестиционные споры между государством и иностранным инвестором

Определение и признаки иностранного инвестора в Международном центре по разрешению инвестиционных споров Иностранный инвестор - основной субъект международных инвестиционных отношений, лицо юридическое или физическое , которое осуществляет вложение инвестиций в экономику зарубежного государства. Установление признаков, функций и юридических фактов лиц, которые признаются иностранными инвесторами, имеет значение в правовом регулировании иностранных инвестиций и международной инвестиционной деятельности.

Значимую роль при определении правосубъектности инвестора имеет и прецедентное право. Для приобретения статуса инвестора и реализации инвестиционной деятельности, осуществления прав и обязанностей необходим юридический факт, который будет являться основанием такой деятельности. Правовым основанием в данном случае выступают двусторонние международные договоры о взаимной защите и поощрении капиталовложений по англ.

предоставляет гарантии для вложения капитала, включает в себя механизмы защиты прав инвестора, ограничивает необоснованное вмешательство в сферу деятельности инвестора.

Инвестиционные. споры. В юридической науке под инвестиционным спором в спор между государством и иностранным инвестором, связанный с.

Обзор развития системы разрешения споров между иностранными инвесторами и принимающими государствами по итогам г. Основные итоги отчета за год следующие: В году было инициировано 62 новых арбитражных разбирательства между иностранным инвестором и принимающим государством для сравнения: Из всех публичных решений, вынесенных по юрисдикции спора, половина была решена в пользу государства. Из всех публичных решений, вынесенных по существу спора: РФ стала ответчиком в 3 спорах.

Наибольшее количество споров было инициировано инвесторами из: Инвесторы из РФ инициировали 2 спора. Наиболее популярные международные договоры: Помимо приведения в соответствие сети международных инвестиционных договоров, подходы к реформам также нуждаются в синхронизации на национальном, региональном и континентальном уровнях.

Необходимы дальнейшие усилия по дефрагментации международного права, а именно по взаимодействию международного инвестиционного права с международным экологическим, трудовым, налоговым и торговым правом, защитой прав человека и иными отраслями международного права. Среди предлагаемых шагов по дальнейшим направлениям реформирования, наиболее приоритетными выделяются следующие:

Спорный вопрос

Краеугольным вопросом стала реформа международного инвестиционного арбитража. Ниже приведены несколько цифр о развитии инвестиционного арбитража в последнее время: Современное развитие подходов к международному арбитражу выработало 2 кардинально различных решения данного вопроса: Каждому предложению была дана оценка с точки зрения необходимости сохранения баланса между интересами инвестора и государства. Красный - предложение нарушает баланс интересов сторон; Оранжевый - предложение может привести к созданию баланса интересов; Зеленый - предложение направлено на развитие баланса интересов.

Крупко С.И. Инвестиционные споры между государством и «Споры между иностранными инвесторами и государством подлежат.

Никогда еще Беларусь не выступала в качестве ответчика в инвестиционном споре: В данный момент Секретариат рассматривает возможность принять заявление Геннадия Михайленко и проверяет заявку на соответствие формальным требованиям. Геннадий Михайленко и швейцарская компания , совладельцем которой он является, направили просьбу о рассмотрении законности их требований в связи с нарушением Республикой Беларусь двусторонних соглашений о защите инвестиций с Украиной и Швейцарией.

Данные соглашения предусматривают ответственность государства за незаконную экспроприацию собственности инвестора. Беларусь пока не заявила о наличии внешнего представителя по данному делу. О системе принятия дела к рассмотрению в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — международная арбитражная организация, содействующая разрешению инвестиционных споров между государствами и иностранными инвесторами.

Организация насчитывает более членов, включая Беларусь Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров по системе подписана и ратифицирована в г. Она была создана с целью содействия движению иностранного капитала частных инвесторов на территории третьих стран.

Ваш -адрес н.

ЛИСИЦА Лисица Валерий Николаевич, заведующий кафедрой правоведения Новосибирского национального исследовательского государственного университета, старший научный сотрудник сектора гражданского права и процесса Института философии и права Сибирского отделения РАН, кандидат юридических наук, доцент. Статья посвящена особенностям рассмотрения инвестиционных споров с участием иностранных инвесторов и Российской Федерации в рамках национальной, а не международной правовой системы.

Несмотря на то что Российская Федерация до сих пор не ратифицировала Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств г. Правовые споры, связанные с осуществлением иностранными физическими и юридическими лицами инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации инвестиционные споры , многообразны и могут возникать не только из гражданских, но и из административных и иных публичных правоотношений, осложненных иностранным элементом.

Несмотря на свой транснациональный характер, все они подлежат разрешению государственными судами и арбитражами в рамках национальной правовой системы на основании норм, которые содержатся в различных источниках многосторонних и двусторонних международных договорах, нормативных правовых актах принимающего или иностранного государства, обычаях, и т.

учрежден особый орган по урегулированию инвестиционных споров между принимающим государством и иностранным инвестором.

Понятие, классификация Возникновение споров между участниками международной инвестиционной деятельности, в принципе, неизбежно. Даже если стороны стремились максимально обеспечить надлежащее исполнение обязательств, неисполнение может произойти. Тогда сторона, в отношении которой обязательство не было выполнено, стремится получить адекватную компенсацию. В таких случаях положение на внутреннем рынке достаточно определенно: В международной сфере дела обстоят иначе.

Очевидно, что международное предпринимательство развивается в обширном и неустойчивом пространстве. Не существует ни особого международного суда, ни иной международной процедуры по рассмотрению коммерческих споров, ни даже общепризнанного и общеприменяемого права. Инвестиционные споры, возникающие из инвестиционных соглашений, можно назвать спорами в квадрате. Они порождают многочисленные вопросы, которые являются предметами как теоретических, так и практических правовых споров.

Это обусловлено отсутствием единого теоретического подхода, многочисленными пробелами и юридическими коллизиями в правовом регулировании инвестиционных соглашений, отсутствием доступа к договорной практике из-за конфиденциального характера инвестиционных соглашений.

Государство и международный инвестиционный арбитраж

Инвестиционные споры — это особая категория споров которая затрагивает интересы между государственными органами и иностранными частными лицами по иностранным инвестиционным проектами. Понятие иностранных споров введено в научный оборот вместе с подписанием Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государством и юридическими и физическими лицами других государств. Как правило, это споры по поводу национализации иностранной частной собственности или одностороннего прекращения договоров, в которых одной из сторон являлось государство или государственная организация, наделенная функциями органа власти, а другой - иностранный частный предприниматель.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития экономических отношений законодательство об инвестициях и инвестиционной деятельности весьма многогранно. Неизбежно также вхождение в украинскую систему правового регулирования международных правовых норм, которые имеют преимущество в правоприменительной практике. Зачастую при разработке национального инвестиционного законодательства перенимается передовой опыт правового регулирования аналогичных отношений в других государствах.

6. Порядок разрешения инвестиционных споров Споры между государством-реципиентом и инвестором другого государства-члена.

Обязательства Российской Федерации по указанным соглашениям сводятся к следующим четырем основным обязательствам: Страхованию американских инвестиций в России от политических рисков посвящено Соглашение о содействии инвестициям между Правительством РФ и Правительством США от 3 апреля г. Из многосторонних международных соглашений, посвященных регулированию иностранных инвестиций, Российская Федерация участвует в Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций МИГА г.

К Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами г. Россия присоединилась 16 июня г. Россия подписала Договор к Энергетической хартии — многостороннее международное соглашение, закрепляющее, в частности, четыре вышеуказанных обязательства Российской Федерации в отношении иностранных инвестиций других Договаривающихся Сторон в топливно-энергетический комплекс.

Договор к Энергетической хартии не был ратифицирован, однако в соответствии со ст. Правительство РФ приняло решение уведомить депозитария указанного Договора о намерении Российской Федерации не становиться участником Договора. Однако в соответствии со ст. Закрепляемое в международных соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений обязательство Российской Федерации по предоставлению справедливого и равноправного режима для иностранных инвестиций заключается в распространении на инвесторов другой Договаривающейся Стороны режима наибольшего благоприятствования либо национального режима в отношении иностранных инвестиций.

Особенностью Договора к Энергетической хартии является то, что он устанавливает запрет на применение государством — участником Договора ряда мер регулирования иностранных инвестиций в сферу ТЭК, таких как: Гарантия сохранения действия законодательства в международных договорах с участием Российской Федерации не содержится.

Эффективность медиации в разрешении инвестиционных споров

В результате эволюции правового регулирования инвестиционных правоотношений между принимающим государством и иностранным инвестором, как указано выше, последнему было предоставлено право самому, без участия своего государства, защищать свои права и интересы. Однако мнение о публично-правовой природе инвестиционных споров все же господствовало до конца х годов. В настоящее время в доктрине и судебной практике преобладает мнение о частноправовой природе инвестиционных споров, хотя единогласие все же не достигнуто.

Под инвестиционным спором необходимо понимать комплекс правоотношений, возникающих в связи с разрешением разногласия или поиском оптимального варианта по урегулированию спорной ситуации, которые появляются в рамках осуществления инвестиционной деятельности.

ДЭХ также регулирует разрешение инвестиционных споров и споров и для споров между инвестором и государством-реципиентом.

Скачать электронную версию Библиографическое описание: Москва, декабрь г. Именно по этим причинам учрежден особый орган по урегулированию инвестиционных споров между принимающим государством и иностранным инвестором. Одним из ключевых многосторонних соглашений, регулирующих разрешение инвестиционных споров, является Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами от Данный международный правовой документ создает единый правовой механизм, направленный на защиту иностранных инвестиций.

Исходя из норм Вашингтонской конвенции, к компетенции МЦУИС отнесен довольно широкий круг вопросов, не ущемляющий при этом иммунитет принимающего государства. МЦУИС вправе рассматривать все юридические споры, связанные с инвестициями, между принимающим государством и иностранным инвестором, если государство в соответствии с п. Например, Китай ограничил компетентность МЦУИС в сфере компенсации вследствие экспроприации и национализации, Саудовская Аравия — в отношении нефти [1]. В тоже время деятельность международных третейских трибуналов не наделена автоматической юрисдикцией по урегулированию споров между суверенным субъектом международного права, с одной стороны, и частным иностранным физическим или юридическим лицом — с другой.

Единого подхода к двусторонним инвестиционным договорам по разрешению этой проблемы в международной практике, к сожалению, не имеется. Такое явление существует по множеству причин, среди них: Согласие сторон есть основа любого арбитража. В арбитраже, основанном на договоре арбитражной оговорке , такое согласие конкретизирует какие именно споры, которые могут возникнуть, будут разбираться в арбитраже.